четверг

Как писать в стиле "Сенсация!". Советует Рой Питер Кларк.

 «Напитки покрепче, слова покороче! Так проще, так легче…» Рома Зверь.

Именно в этих незатейливых словах эпиграфа и выражена сама сущность сегодняшнего стиля Интернет-письма — короче и ёмче.

Объёмы потоков информации уже таковы, что сознание человека просто «отключается», защищая свой «внутренний компьютер» от перегрузки. Так и находится сей «прибор» в «спящем режиме», пока не случится нечто, что его «разбудит».

А что это будет за «будильник»?

Вот об этом сейчас и поговорим.

Информация эта будет полезна всем. Начинающим журналистам (блоггерам, копирайтерам, писателям и т.д.), чтобы знать, как «зацепить» спящее сознание читателя. Потребителям печатной (и не только) информации, чтобы знать, как просто открывается «ларчик» нашего дремлющего сознания для «нужной» (не нам, а тому, кто хочет «впихнуть в нас» то, что ему нужно), информации.

Итак. Начнем.

  Американский журналист и писатель Рой Питер Кларк (Roy Peter Clark) (не путать с Питером Кларком, автором книг по математике для детей) задался целью создать идеальные приёмы письма и даже выпустил книгу «50 приемов письма».

По его словам «… это произошло, когда я понял, что уже около ста лет авторитеты в области письма учат одним и тем же вещам.» По его разумению, «за сто лет произошли такие существенные изменения в сознании читателей, что старые приёмы уже не работают. Эти приёмы уже не вызывают тех эмоций и откликов, которые должны вызывать».

Далее 50 приёмов были сокращены до 20-ти, а для самых начинающих вся новостная журналистика была сведена Роем в 10 самых эффективных приёмов.

Вот их мы сейчас и рассмотрим.

1. Подлежащее и сказуемое должно стоять вначале предложения. Эта конструкция делает предложение понятным с самого начала. Пример.« Нью-Йорк Таймс», заметка (The New York Times) Лидии Полгрин (Lydia Polgreen): «Восставшие захватили второй по величине город на Гаити Кап-Аитьен, (далее идут примерно 20 слов второстепенной информации). Полицейские спасались бегством.» Далее идет собственно статья, раскрывающая подробности. Чтобы избежать монотонности лучше делать предложения разной длины.

2. Используйте простые формы глаголов в настоящем и прошедшем времени. Сильные глаголы вызывают сильные эмоции. Пример. Именно в таком стиле была написана вся эпопея Джеймса Бонда, «Агента 007». «Бонд поднялся по лестнице, открыл дверь и закрыл ее за собой. Он стянул с себя одежду, пошел в ванную и несколько минут стоял под душем… Внезапно Бонд напрягся…» Следовательно, необходимо избегать следующих слов, которые «смазывают» действие: «вроде бы, скорее всего, похоже, должно быть, кажется, возможно, обычно».

3. Избегайте наречий. Они обычно просто дублируют глагол. Пример. «Взрыв полностью уничтожил церковь.» А разве изменится смысл, если написать проще: «Взрыв уничтожил церковь.»?

4. Ставьте сильные слова в начале и конце предложений. Избегайте запятых, ставьте точки. На точке мысль временно останавливается. Следующая фраза будет прочитана более внимательно. Пример. «Вчера произошло три главных события — смерть сенатора, крушение вертолёта, трагедия в частной школе». А теперь, внимание! Слова те же! «Вчера произошло три главных события. Смерть сенатора. Крушение вертолёта. Трагедия в частной школе.» Какая фраза подействовала на Вас лично сильнее?

5. Позволяйте словам работать в полную силу. Не повторяйте часто экспрессивные слова, вызывающие сильные эмоции. Это быстро вызовет пресыщение и нужного воздействия не окажет.

6. Обыгрывайте слова. Вставляйте в текст «несерьёзные» слова, которые обычно игнорируются в «солидных» статьях, но средний читатель их прекрасно понимает и воспринимает. Пример. Заметка об одном и том же событии из двух разных газет: «Разьярённая толпа растерзала трупы американцев» и «Торжествующая толпа растерзала трупы американцев». Какая фраза точнее описывает настроение толпы?

7. Выясняйте мельчайшие подробности. Именно мелкие детали: кличка собаки, одежда окружающих и т.д., обстановка в доме передают «атмосферу события», возбуждают интерес и вызывают доверие. Так, начинающих репортёров в некоторых изданиях наставляют «не возвращаться с задания без имени собаки».

8. Отвергайте «творческие клише». Ищите оригинальные ассоциации. Давно уже надоели всем «люди в белых халатах», «раскрыть карты» и т.д.

9. Будьте проще. Подбирайте простые, общеупотребительные слова вместо профессиональных терминов или сленга. А если уж иначе никак нельзя, объясняйте значение непонятных слов и выражений.

10. Новости уходят корнями в рассказы, повести, романы, поэмы и мифы. Изучайте наследие предков, читайте больше. Тогда Вы сможете точнее, романтичнее, поэтичнее (и мифологичнее) выразить свои мысли по поводу того или иного события.

Вот и весь минимум.

Рой предупреждает — это лишь приёмы, а не жесткие правила.

Главное правило журналиста (блоггера, копирайтера, писателя) — писать в своей индивидуальной манере. Быть непохожим на других!

И вот тогда и будет Вам почёт, уважение и любовь читателей.

Дерзайте!

Ещё могу посоветовать почитать по теме:

«Как писать правильно, коротко и понятно даже в Интернете?»

С уважением, автор этой заметки
Груздев Михаил.

Управляющий тематическим порталом
"Как стать богатым без особых усилий?"
http://rich-smeet.blogspot.com/

PS О том, сколько можно заработать на своих творческих способностях можно прочесть в статье-исследовании

И ещё предлагаю ознакомиться с интересной информацией по темам



Комментариев нет: